О преданности педагогическому делу
Задаваясь целью строительства новой современной российской школы, тщательному и детальному анализу необходимо подвергнуть опыт советской школы в подготовке учительских кадров. О силе души, духа и преданности делу людей, отдавших всю свою жизнь благородному труду учителя этот сборник!
Но принципиально новым явлением в российском образовании советского периода стало системное решение вопроса. Глубокое и детальное исследование системы российского образования советского периода ещё предстоит, но уже сегодня можно назвать главное. – Это небывалый в истории образования, в опыте человечества феномен единой школы, тождественный понятию единая система образования. Её признак – единые учебные программы, учебные планы, учебники, учебные пособия, принятая за основу «старая» классическая гимназия, экстраполированная на всю страну. Именно благодаря феномену единой школы, российскому образованию в советский период удалось, воистину революционным образом, одним скачком, всего за пятьдесят-шестьдесят лет, достичь и превзойти во многом то, к чему западноевропейская культура шла эволюционным путём восемь сотен лет, ведя отсчёт от открытия Болонского университета, без потрясений, если сравнивать с таковыми в российской истории и стартовым российским состоянием в начале двадцатого века!
В первой половине прошлого века действовали быстро, а главное с чётким пониманием и профессиональным видением цели! После четырнадцати лет самой жёсткой критической оценки «старого» российского образования и сомнительных экспериментов двадцатых годов, начиная с 1931 года, в строительстве школьной системы образования был осуществлён разворот на сто восемьдесят градусов. За образец быта принята подлинно лучшая школа, взятая из «старого» времени - классическая гимназия, преобразованная со временем в «единую трудовую политехническую общеобразовательную среднюю школу».
Но дело, конечно, не в том, чтобы реставрировать «старую» советскую школу, а в том, что развитие российского образования может происходить при условии, если «новое прерывает существование старого, но вместе с тем вбирает из него все положительное и жизнеспособное». Если сегодня задаться целью строительства новой школы, то из какого «старого» и что следует взять положительного и жизнеспособного, а от чего надо немедленно отказаться?
Современное динамично развивающееся общество решающим образом обновляется в двух-трёх поколениях. Практически полностью, после кардинальных изменений в государственном устройстве, общество обновляется приблизительно через сорок лет. Восемнадцати-, двадцатилетние молодые люди, успевшие сформироваться до социальных изменений, через сорок лет достигают пенсионного возраста. Таким образом, в активном возрасте общество уже обновляется полностью, потому что совсем, или почти совсем, не помнит и не имеет опыта прежних общественных, экономических и нравственных отношений. Причём, обновление само по себе ещё не означает положительных социальных изменений. То есть, до кардинального интеллектуального и духовного упадка, если не предпринимать ничего, у нас осталось ещё максимум двадцать лет. В нравственном и интеллектуальном равновесии, которое очень скоро необратимо будет нарушено, современное российское общество ещё удерживается старшим поколением.
Несомненно, советская система образования и советская действительность подчинялись универсализации личности, образование открыто объявлялось средством достижения идеологической цели. Но ведь и нет таких культур и цивилизаций, в которых идеология обходила бы своим вниманием образование! Другое дело – открыто, либо скрытно, например, под прикрытием деклараций о свободе, правах человека, демократии и т.п. Но так сложилось, что советская система образования в силу стечения обстоятельств объективировала с опережением превосходство единой государственной школы над всеми образцами во всей мировой истории образования по количественным и качественным показателям. Советский опыт показал, что специфика единой школы придаёт системе взрывной характер на старте количественного охвата учащихся и ускорение в геометрической прогрессии качества обучаемых в процессе реализации образования.
Почему же выстояли тогда? Потому, что к сорок первому году успели решить задачу создания небывалой в опыте человечества новой системы образования, духовно сцементировавшей практически всё молодое и среднего возраста поколения. Эту задачу решили благодаря подготовке особой генерации учителей. Школа начала выполнять функцию строительства интеллектуального и духовного советского храма в ещё преимущественно крестьянской стране, а учитель – своеобразного проповедника, агитатора и пропагандиста. Интенсивные и чрезвычайно эффективные изменения в системе образования были произведены, особенно начиная с тридцать первого года, и первый полноценный выпуск был сделан именно в июне сорок первого года. Год в год успели подготовить духовно несгибаемое, самоотверженное, высокообразованное поколение нового общества! Выпускники предвоенных лет и первого года военного лихолетья прямо со школьных балов пошли и самоотверженно защитили страну. Единая система образования позволяла дойти до каждого человека, до каждой семьи.
Уточним – не с обществом в целом, а с поколением возраста примерно до и чуть после тридцати лет!
Можем ли мы быть довольны собой сегодня, то есть, своим нынешним молодым российским обществом и школой? Чтобы не утонуть в деталях, зададим себе лишь один, всё проясняющий вопрос: выстояло бы российское общество нынешнего качества в сорок первом году? Ответ очевиден. В нынешнем состоянии общества мы были бы уничтожены.
Рассматривается ли «новая школа» инструментом созидания сильного, сплочённого, высоконравственного, грамотного и эрудированного российского общества? Если политическое руководство страны имеет в виду именно это, то решение требует ясной, профессионально грамотной постановки вопроса и выполнения действий, логически вытекающих именно из этой стратегической цели государства. Ведь главная особенность современных передовых обществ, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, люди, из которых складывается общество, непременно проходят через школу! А школа по замыслу – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого без исключения человека на протяжении десяти лет. По крайней мере, так должно происходить в обществах, в цивилизациях, которые думают о своём будущем, о самосохранении, о своём развитии!
Созидающая политическая власть в стране окрепла, а школьное образование закономерно пришло в упадок. И в первую очередь – по причине перманентного многолетнего реформирования, ставшего самоцелью и источником «кормления» чиновничества, приведшего, в конечном счёте, к инволюции кадрового педагогического учительского состава. Можно предположить, что именно предельно неудовлетворительная результативность современной системы школьного образования, критерием которого является выпускник школы, послужила одной из причин внимания политического руководства страны к задаче реанимации среднего общего образования, выразившегося в объявлении года учителя. К сожалению, в современную российскую школу пришла молодая педагогическая смена, в массе своей плохо подготовленная для работы с ребёнком, с учеником, с человеком.
Изменения, характеризующие качественный упадок школы, возрастая, стали проявляться во второй половине «достославного» десятилетия. Измученная и добиваемая, теперь уже «модернизацией», школа ещё долго сопротивлялась. Сегодня школа сдалась. Причина только в одном – естественная смена кадрового учительского состава. Малограмотные и невежественные выпускники школ стали появляться в так называемые «нулевые» годы нового века. Утверждать так позволяет сорокалетняя практика работы в высшем и среднем российском образовании автора настоящей статьи. Есть с чем сравнивать. Практически двадцать лет потребовалось для того, чтобы низвести систему школьного образования до сегодняшнего состояния.
На учителя нельзя выучить! Учителя можно только воспитать, вырастить в методологически правильно и системно поставленной работе. Вот почему советское образование оказалось лучшим в истории человечества! В русской традиции и культуре учитель – это не предметник. Российский учитель - это профессионал, обращённый своей деятельностью к интеллекту и душе ребёнка.
В 1991 году «реформаторам» удалось обрушить экономику и разрушить саму страну. Только школа ни на минуту не прекратила свою эффективную работу. Это было удивительно! Учителя не бросили своих учеников и продолжали работать качественно, даже тогда, когда им переставали платить по нескольку месяцев зарплату. Рыночники относили феномен к некоему менталитету русского человека, примитивности русской психологии! Но это был тот реальный, нравственно превосходный случай, когда учителя ещё долго работали не за зарплату, а за совесть! Эффективные выпуски продолжались до середины девяностых годов. Трудно понять торгашам простые с позиций высокой духовности вещи!
Доктор педагогических наук, профессор
кафедры педагогики РГПУ им.А.И. Герцена
Вячеслав Борисович ЕЖЕЛЕНКО
|